Материалы

СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫХ ВОЙСК КРАСНОЙ АРМИИ (1930–1940 гг.)

1930 год

26 июля под Воронежем были совершены первые тренировочные прыжки с парашютами под руководством военного летчика Л.Г. Минова. Присутствовали участники сборов Военно-воздушных сил Московского военного округа. Прыжки явились важным звеном в подготовке к выброске воздушного десанта 2 августа 1930 года – эта дата считается днем рождения Воздушно-десантных войск.

13 августа ЦИК и СНК СССР утвердили Закон «Об обязательной военной службе» (новая редакция).Вступила в строй действующих первая в стране фабрика по изготовлению парашютов (апрель). Первые парашюты отечественного производства – ПЛ-1 (парашют летчика), ПТ-1 (парашют тренировочный). Конструктором первых советских парашютов и организатором отечественной парашютной промышленности был Михаил Алексеевич Савицкий.

1931 год

10 января РВС СССР утвердил уточненный календарный план строительства РККА на 1931-1933 годы. 18 марта Директивой Штаба РККА в Ленинградском военном округе создан нештатный опытный авиамотодесантный отряд в количестве 164-х человек. Командиром отряда назначен Е.Д. Лукин.

Июнь – по указанию командующего войсками Ленинградского военного округа при 1-ой авиационной бригаде сформирован нештатный парашютно-десантный отряд. Он организационно дополнял опытный авиамотодесантный отряд. Новый отряд был укомплектован только добровольцами. Парашютно-десантной подготовкой личного состава руководил инспектор ВВС по парашютному делу Л.Г. Минов. В отряде числилось 46 командиров и красноармейцев.

Август–сентябрь – выброска десантников на тактических учениях Ленинградского военного округа в районах Красного Села и Красногвардейска.

Сентябрь – десантирование авиамотодесантного и парашютного отрядов на учениях Украинского военного округа в районе Могилевки. Первому опытному воздушно-десантному отряду переданы десять самолетов Р-5.

1932 год

5 января Реввоенсовет СССР обсудил вопрос «Об авиамотодесантном отряде Ленинградского военного округа». Принято решение о создании в 1932 году в Ленинградском, Украинском, Белорусском и Московском военных округах по одному штатному авиамотодесантному отряду.В Ленинградском военном округе (Детское Село) на базе двух ранее существовавших авиадесантных отрядов сформирован авиамотодесантный отряд, получивший наименование Отдельный отряд № 3. Его численность – 144 человека. Командиром назначен М.В. Бойцов, начальником штаба – И.П. Чернов. Отряд состоял из трех пулеметных рот, трех авиаэскадрилий и авиационного полка. На вооружении отряда имелись 76-мм орудия, ручные пулеметы, автоматические пистолеты, мотоциклы с коляской, самокаты, грузовые автомобили. Пущен в эксплуатацию экспериментальный завод по изготовлению опытных образцов воздушно-десантной техники.

В мае 1932 года состоялся первый сбор военных летчиков в Евпатории: в результате сборов подготовили более 70 инструкторов-парашютистов. Они же приняли участие в первых соревнованиях на точность приземления. На этих же сборах было положено начало затяжным прыжкам. 22 мая 1932 г. летчик Николай Евдокимов выполнил первый в СССР затяжной прыжок с задержкой раскрытия 12 секунд: он отделился от самолета на высоте 1200 м и пролетел в свободном падении 600 м. А уже через год (в октябре 1933 г.) рекордный прыжок В. Евсеева составил 132 секунды. С высоты 7200 м он пролетел более 7000 м и раскрыл парашют на высоте 150 м.

11 декабря Реввоенсовет СССР принял постановление о развертывании на базе авиадесантного отряда Ленинградского военного округа бригады, возложив на нее обучение инструкторов по воздушно-десантной подготовке и отработку оперативно-технических нормативов. Одновременно намечалось сформировать к марту 1933 года по одному авиадесантному отряду в Белорусском, Украинском, Московском и Приволжском округах. Это постановление положило начало развертываниюВоздушно-десантных войск РККА.

Военную авиацию пополнил самолет ТБ-3. Это был первый в мире четырехмоторный моноплан, обладавший хорошими летно-техническими данными и оснащенный по тому времени современным оборудованием. Самолет имел большие возможности. Его взлетный вес составлял 17200-18000 кг. С ТБ-3 выполнялись все массовые десанты довоенных и огненных лет Великой Отечественной войны. Самолет мог брать до 20-25 десантников.

1933 год

Январь – Центральный совет Осоавиахима совместно с ЦК ВЛКСМ принял решение о включении прыжков с парашютом в комплекс учебно-спортивной деятельности оборонного общества. Директивой Народного Комиссара по военным и морским делам авиадесантный отряд ЛенВО развернут в 3-ю авиационно-десантную бригаду особого назначения. В отличие от предыдущих десантных формирований 3-я авиационно-десантная бригада стала новым типом воздушно-десантных соединений. Она строилась по принципу общевойскового соединения и включала: парашютный и механизированный батальоны, артиллерийский дивизион, авиационные эскадрильи и подразделения специальных во-йск. Командиром бригады назначен М.В. Бойцов. Позже (в 1935 году) бригада стала именоваться «3-я авиационная бригада особого назначения имени С.М. Кирова».

18 августа 1933 г. на первом праздновании дня авиации в Москве был выполнен групповой прыжок, в котором участвовало 62 парашютиста.

1934 год

Создан парашют ПЛ-3 (конструктор Николай Александрович Лобанов). По своим качествам ПЛ-3 превосходил лучшие образцы заграничных парашютов. Н.А. Лобанов удостоен Государственной премии СССР.

Февраль – состоялась конференция, где собрались представители военных организаций, Осоавиахима, институтов, разрабатывающих ткани для парашютов.

Учреждено почетное спортивное звание «Мастер парашютного спорта».

1935 год

Сентябрь – крупные маневры советских войск проведены в Киевском военном округе (командующий Э.И. Якир). Во время маневров выброшен десант численностью 1200 человек с оружием и полной амуницией. Продолжительность выброски составила всего 1 час 50 минут, что для того времени было исключительно высоким достижением.

На конец 1935 года в стране работало 140 аэродромов, 400 парашютных вышек, 115 парашютных станций и школ, тысячи парашютных кружков.

В Красной Армии было выполнено более 100 тысяч прыжков с парашютом. Выполнил прыжок с парашютом слушатель Военной академии имени М.В. Фрунзе С.М. Буденный.

В 1935 г. были проведены первые всесоюзные соревнования. 21 команда – 128 мужчин и 20 женщин – соревновалась на точность задержки раскрытия парашютов, на точность приземления.

1936 год

Сентябрь – на маневрах Белорусского военного округа (командующий И.П. Уборевич) применен комбинированный воздушный десант. Вначале десантировалась 47-я авиационная бригада особого назначения. Затем на аэродромы были доставлены танки, артиллерийские орудия и другая боевая и транспортная техника. По оценке руководства маневров командиры и штабы воздушно-десантных частей успешно справились с подготовкой войск к десантированию, управлению ими во время боя,после приземления. Зарубежные наблюдатели (из Англии, Франции и Чехословакии) дали высокую оценку действиям десантников.

22 сентября на маневрах Московского военного округа переброшена на дальнее расстояние на самолетах 84-я стрелковая дивизия. Всего было десантировано посадочным способом 5272 человека.

На базе штатных и нештатных авиадесантных частей созданы авиадесантные бригады особого назначения в Киевском и Белорусском военных округах. На Дальнем Востоке в составе ОКДВА сформированы три авиадесантных полка: 1-й (командир М.И. Денисенко), 2-й (командир И.И. Затевахин) и 5-й (командир Н.Е. Тарасов).

К концу 1936 года было создано значительное количество воздушно-десантной техники для транспортировки по воздуху под фюзеляжем самолета артиллерийских орудий, автомобилей и других видов боевой и транспортной техники.

1938 год

Март – Военный совет ВВС РККА обсудил вопрос «О состоянии опытного строительства парашютно-десантной техники за 1934-1937 гг.». Решено вопросы обеспечения войск воздушно-десантной техникой возложить на Управление материально-технического снабжения ВВС, а за НИИ оставить вопросы разработки новых образцов техники и проведения государственных и войсковых испытаний.

На базе авиадесантных частей сформировано шесть воздушно-десантных бригад. Все воздушно-десантные формирования в организационном отношении были однотипными и переведены из состава ВВС в Сухопутные войска.

1939 год

11 мая-31 августа – боевые действия Красной Армии на реке Халхин-Гол по разгрому японских милитаристов. В боевых операциях участвовала 212-я воздушно-десантная бригада (командир – майор И.И. Затевахин).

В 1939 году братья Доронины – Николай, Владимир и Анатолий – создали полуавтоматический прибор ППД-1 для раскрытия парашюта после отделения парашютиста от самолета. Президиум Верховного Совета СССР наградил: Николая Доронина – орденом «Знак почета», Владимира и Анатолия – медалью «За трудовое отличие».

1940 год

12 марта – окончание советско-финляндской войны (началась 30 ноября 1939 г.). Подписание мирного договора между СССР и Финляндией. В боевых операциях против финнов участвовали 201-я, 204-я и 214-я воздушно-десантные бригады.

28-30 июня – вступление Красной Армии в Бессарабию и Северную Буковину. Воссоединение Бессарабии с Советским Союзом. В походе Красной Армии участвовали 201-я и 204-я воздушно-десантные бригады. 214-я находилась в резерве. 10 октября Постановлением Совнаркома СССР создана опытно-производственная база десантно-транспортных объектов.

В 1940 году инженер Савичев сконструировал прибор автоматического раскрытия парашюта (ПАС-1).

 

В том же году утверждены новые штаты воздушно-десантных бригад, численный состав их увеличен вдвое.

Главная