Материалы

Боевая техника ВДВ времен афганской войны

БОЕВАЯ ТЕХНИКА ВДВ ВРЕМЕН АФГАНСКОЙ ВОЙНЫ

БМД-1. Эксплуатация боевых машин десанта БМД-1 в подразделениях ВДВ, а также опыт их боевого применения в горных районах Афганистана выявили ряд серьезных недостатков: ограниченный угол наведения пушки в вертикальной плоскости, малую дальность эффективной стрельбы, низкую точность стрельбы (особенно на ходу), слабое бронирование, неудовлетворительную подвижность, в связи с чем в Афганистане БМД-1 были постепенно заменены на БМП-1 и, в дальнейшем, на БМП-2.

БМП-1. Поступившая на службу в начале 60-х годов, она была первой в мире полноценной «боевой машиной пехоты», способной участвовать в боестолкновениях наравне с пехотой и танками. Броня БМП способна дер- жать огонь крупнокалиберных пулеметов, а 73-мм орудие и укрепленная на башне пусковая установка ПТУР («Малютка» у стандартной БМП-1, более совершенные «Фагот» и позднее «Конкурс» у БМП-1П) могли нанести немалый урон пехоте и бронетехнике противника. Большим недостатком БМП-1, сказавшимся на их эффективности в Афганистане, стал низкий максимальный угол подъема орудия.

БМП-2. Модернизация БМП-1, созданная после первых уроков афганской войны. Старое 73-мм орудие уступило место автоматической 30-мм пушке в башне большего размера, причем орудие, наконец-то, могло стрелять вверх под большим углом. Как и БМП-1П, новая машина оснащалась ПТУР «Фагот» и «Конкурс». Вследствие изменения корпуса десантное отделение уменьшилось, вместимость машины сократилась до 7 десантников.

БТР-70. Модернизация БТР-60ПБ конца 70-х годов, сохранившая много общего с оригиналом. Основное отличие заключалось в установке более мощного восьмицилиндрового двигателя и стандартизации броневых листов до единой толщины (кроме усиленной передней части), а также появлении боковых дверей для высадки десанта. Как и 60ПБ, БТР-70 страдал от недостаточно высокого угла подъема пулемета.

БТР-80. Создан в начале 1980-х годов как дальнейшее развитие БТР-70, с учетом выявленных в Афганской войне недостатков последнего, и предназначался для его замены в мотострелковых войсках. БТР-80 поступил в серийное производство в 1984 году. Применялся советскими войсками в Афганской войне, а с 1990-х годов являлся основным бронетранспортером Вооруженных Сил России и ряда других бывших советских республик и использовался практически во всех крупных вооруженных конфликтах на постсоветском пространстве.

Штатный экипаж БТР-80 состоит из трех человек: командира отделения (машины), механика-водителя и наводчика; помимо них, бронетранспортер может перевозить 7 мотострелков.

Основным средством высадки и посадки на нем служат большие двухстворчатые бортовые двери, размещенные сразу за башней. Верхняя крышка бортовой двери откидывается вперед по ходу машины, а нижняя открывается вниз, становясь подножкой, что, в отличие от предшественников, позволило посадку и высадку десанта из БТР-80 на ходу.

ЗУ-23-4 «Шилка». Самоходная зенитная установка, оснащенная счетверенной 23-мм автоматической пушкой, в Афганистане оказалась за пределами родной стихии, но обрела второе рождение в качестве великолепного средства поддержки пехоты. В условиях, когда большинство БТР и БМП на службе ОКСВ просто не могли поднять ствол на надлежащую высоту, «Шилка» устраивала засевшим в горах моджахедам настоящий стальной ураган.

САО «Нона-С». Задача создания мощного самоходного огневого средства для поддержки действий десантников продолжала оставаться весьма острой. Было создано принципиально новое 120-мм нарезное орудие 2А51 для не- посредственной поддержки сухопутных войск. Это позволило разработать, и в 1981 году принять на вооружение ВДВ универсальную артиллерийскую систему, совмещающую в себе функции пушки, гаубицы и миномета.

Хотя новое орудие официально принято на вооружение в 1981 году, его боевая эксплуатация началась с 1979 года в Афганистане. Поднятый почти в зенит ствол позволял решать в горах такие задачи, с которыми не могли справиться гаубицы и пушки.

Так как при действиях в тылу противника не всегда можно рассчитывать на своевременный подвоз боеприпасов, то в самоходном орудии предусмотрена возможность использования 120-мм осколочно-фугасных мин от минометов армий других стран.

Кроме снарядов и мин, в боекомплект САО входят осколочно-фугасные активно-реактивные снаряды «Переплетчик». Они имеют специальный реактивный двигатель, который позволяет повысить дальность стрельбы до 12,8 км.

УАЗ-469. Несмотря на скромные размеры, этот советский «джип» может вмещать до 9 человек. Машина не бронирована и не несет вооружения, по- этому не имеет применения в боевых условиях, однако нередко используется в качестве служебного транспорта.

Урал-375/КамАЗ 4310. Рабочие лошадки армии – 6-колесные грузовики, используемые для переброски грузов и армейского имущества. Для защиты караванов кузов некоторых машин оборудовался минометами, автоматическими гранатометами или спаренными зенитными орудиями ЗУ-23-2.

МИ-6 (по классификации НАТО: Hook – «крюк»). Советский тяжелый многоцелевой вертолет, первый полет совершил в сентябре 1957 года и был в то время самым большим вертолетом в мире. В 1960 году Ми-6 был запущен в производство и стал первым в СССР серийным вертолетом с газотурбинными двигателями.

В 1962 году Ми-6 установил 14 рекордов скорости и высоты полета с полезной нагрузкой, утвержденных Международной федерацией авиации, и четыре из них оставались непревзойденными вплоть до 1983 года. Эти рекорды сделали вертолет Ми-6 не только самым грузоподъемным, но и самым скоростным вертолетом в мире.

Ми-8. Первый вариант вертолета (по кодификации НАТО: Hip – «бедро») с четырехлопастным несущим винтом был принят в серийное производство в конце 1965 года.

Транспортно-боевой вертолет Ми-8МТ появился в результате изучения опыта боевого применения вертолета в тяжелых условиях Афганистана. Вертолет предназначен для переброски по воздуху и десантирования войск, оружия и боевой техники, участия в поисково-спасательных и транспортных операциях, эвакуации раненых. Установленное на вертолете вооружение и прицельные приборы позволяют использовать его для борьбы с танками и огневой поддержки сухопутных войск. Вертолет оснащен аппаратурой радиоэлектронной борьбы, имеет устройства для выброса ложных целей.

Ми-24 (по классификации НАТО: Hind – «Лань»). Вертолет широко применялся во время войны в Афганистане, Чечне, а также участвовал во многих локальных войнах по всему земному шару.

 

На Ми-24Д установлена кабина с тандемным расположением членов экипажа. Летчик находится в задней кабине и осуществляет управление вертолетом, а оператор – спереди и способен управлять системой вооружения. Фонари кабины выполнены из оргстекла с установкой системы герметизации и кондиционирования. Вертолет оснащен оптико-электронной обзорно-прицельной системой, приемником предупреждения о радиолокационном облучении, системой инфракрасных помех «Липа» и системой опознавания государственной принадлежности.

Главная