История ВДВ Создание ВДВ Изобретатель современного парашюта Г.Е. Котельников

Изобретатель современного парашюта Г.Е. Котельников

КАК «ВРЕДНАЯ ВЕЩЬ» НЕОБХОДИМОЙ СТАЛА

ПРЕОДОЛЕВ ВСЕ БЮРОКРАТИЧЕСКИЕ ПРЕПОНЫ,

РУССКИЙ САМОУЧКА ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННЫЙ ПАРАШЮТ

 

Глеб Евгеньевич Котельников родился (18) 30 января 1872 года в Петербурге в семье профессора механики и высшей математики. Родители увлекались театром, и это увлечение привилось сыну. С детства он пел, играл на скрипке, а также ему нравилось мастерить разные игрушки и модели.

Окончил Киевское военное училище (1894), и, прослужив три года обязательной службы, ушел в запас. Служил акцизным чиновником в  провинции, помогал организовывать драматические кружки, сам иногда играл в спектаклях, продолжал конструировать.

В 1910 году Котельников под впечатлением от гибели летчика Л. М. Мациевича занялся разработкой парашюта.

До Котельникова летчики спасались с помощью длинных сложенных «зонтов», закрепленных на самолете. Их конструкция была очень ненадежна, к тому же они сильно увеличивали вес самолета. Поэтому использовали их крайне редко.

Дома, в театре, на улице Котельников думал над авиационным парашютом. Он пришел к выводу, что во время полета парашют должен находиться на авиаторе, работать безотказно, быть простым по конструкции, компактным и легким, его купол лучше всего делать из шелка. Парашют РК-1 (русский, Котельникова, модель первая) был разработан в течение 10 месяцев. Он стал огромным достижением в создании спасательной техники для летчиков. Спасательные купола уже использовались воздухоплавателями, предстояло сделать из них средство экстренного реагирования, которое всегда было бы под рукой. Котельников решил эту задачу с помощью пружин, находившихся на дне металлического ящика, который крепился за плечами парашютиста. В нужный момент человек дергал кольцо, крышка коробки откидывалась, и мощные пружины выбрасывали купол наружу. Заслуга русского изобретателя была также в том, что он первый разделил стропы на два плеча. Теперь парашютист не висел, подвешенный в одной точке, а мог, держась за стропы, маневрировать, занимая наиболее удобное для приземления положение.

Принципиальная схема РК-1 легла в основу всех современных авиационных парашютов.

КУКОЛ СБРАСЫВАЛИ С КРЫШИ

«Мы жили на даче в Стрельне, – вспоминал о первых испытаниях модели парашюта сын изобретателя Анатолий Глебович, – был очень холодный октябрьский день. Отец поднялся на крышу двухэтажного дома и сбросил оттуда куклу. Парашют сработал отлично. У отца вырвалось радостно только одно слово: «Вот!». Он нашел то, что искал!»

Модель была, конечно, игрушечной. Когда же был сделан расчет реального парашюта, то оказалось, что нужное количество шелка в шлеме не умещается. И тогда было решено уложить парашют в ранец.

Модель была испытана в Нижнем Новгороде, куклу сбрасывали с воздушного змея. Возвратившись в Петербург, Котельников написал докладную записку военному министру генералу В.А. Сухомлинову: «Ваше превосходительство! – обращался он к генералу. – Длинный и скорбный список славных жертв авиации натолкнул меня на изобретение весьма простого полезного прибора для предотвращения гибели авиаторов в случаях аварии с аэропланами в воздухе».

Котельников просил у министра субсидии для изготовления парашюта и проведения испытаний. Свое письмо он сам отнес в военное министерство. Министр отсутствовал, и Котельникова принял товарищ министра генерал А.А. Поливанов. Он прочитал записку, осмотрел модель. Изобретатель подбросил к потолку куклу, и она плавно опустилась на паркет. Демонстрация произвела решающее действие на Поливанова. На докладной записке появилась резолюция: «Главное инженерное управление. Прошу принять и выслушать».

«ЖЕЛЕЗНЫЙ» АРГУМЕНТ ГЕНШТАБИСТА

Заседание, на котором рассматривался парашют, Котельникову запомнилось на всю жизнь. Председательствовал начальник Офицерской воздухоплавательной школы генерал-майор A.M. Кованько (выпускник Академии генштаба!). Глеб Евгеньевич четко и яснодоложил суть дела.

– Все это прекрасно, но вот тут какая штука... Что будет с вашим авиатором, когда раскроется парашют? – задал вопрос Кованько.

– Что вы имеете в виду? – не понял вопроса Котельников.

– А то, что ему уже незачем будет спасаться, поскольку от удара при раскрытии парашюта у него оторвутся ноги!

Против такого «железного» аргумента бравого генштабиста у Котельникова были возражения, но ученую комиссию понесло: «Докладчика поощрить, но изобретение отклонить из-за явной безграмотности автора».

Котельников вспоминал: «На меня будто ушат помоев вылили. Руки опускались...» Но помощь пришла. В начале января 1912 г. Глеб Евгеньевич получает письмо от петербургской фирмы «Товарищество В.А. Ломач и К», которая приглашала его «пожаловать для переговоров». Котельников отправился на Миллионную улицу. Изобретатель не верил своим ушам: фирма бралась изготовить ранцевый парашют в короткие сроки, а глава фирмы В.А. Ломач брался уладить все преграды в Главном инженерном управлении.

Вечером 6 июня 1912 г. из лагеря воздухоплавательного парка в деревне Салюзи под Гатчиной поднялся змейковый аэростат. К борту его корзины был прикреплен манекен в полной летной форме. Прозвучала команда «Стоп на лебедке!». Высота 2000 м. Троекратный сигнал рожка. На разных высотах с аэростата сбрасывался манекен весом около 80 кг с парашютом.

Все броски прошли успешно, но Главное инженерное управление русской армии не приняло его в производство. «Парашюты в авиации – вообще вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности, грозящей им со стороны неприятеля, будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели. Машины дороже людей. Мы ввозим машины из-за границы, поэтому их следует беречь. А люди найдутся, не те, так другие!», – такова была резолюция главнокомандующего Российскими воздушными силами великого князя Александра Михайловича на ходатайстве о введении парашютов Котельникова как обязательного снаряжения летчиков.

 

ВТОРАЯ ПОПЫТКА ИЗОБРЕТАТЕЛЯ

Котельников снова решил выйти на министра. Бюрократический маховик закрутился со скрипом. Военный министр обратился к генералу Кованько, тот в свою очередь к начальнику авиационного отдела подполковнику С.А. Ульянину. А тот, не долго думая, доложил, что испытания показали... полную непригодность парашюта для авиации.

После такого отзыва – хоть головой в омут. Но в это время французский полковник А. Лаланс предоставил парижскому аэроклубу 10 тысяч франков за лучший парашют. Ломач уговорил Котельникова поучаствовать, но театральное начальство не отпустило актера. Из-за этого Ломач слегка опоздал в Париж и приехал к концу соревнований.

Двойной показ прошел с блеском, но первый приз достался изобретателю Фредерику Бонне (кстати, его парашют впоследствии был признан непригодным). Лишь с началом Первой мировой войны о парашюте вспомнили и для экипажей самолетов-гигантов «Илья Муромец» изготовили 70 комплектов.

Зимой 1912-1913 года парашют РК-1 конструкции Г.Е. Котельникова был представлен на конкурс в Париже и Руане. 5 января 1913 года студент Петербургской консерватории Владимир Оссовский впервые прыгнул с парашютом РК-1 в Руане с 60-метровой отметки моста, перекинутого через Сену. Парашют сработал блестяще. Русское изобретение получило признание за рубежом. А царское правительство вспомнило о нем только в ходе Первой мировой войны.

В начале войны поручик запаса Г.Е. Котельников был призван в армию и направлен в автомобильные части. Однако вскоре летчик Г.В. Алехнович убедил командование о снабжении экипажей многомоторных самолетов парашютами РК-1. Вскоре Котельникова вызвали в Главное военно-инженерное управление и предложили принять участие в изготовлении ранцевых парашютов для авиаторов. Котельниковым было предложено использовать для самолетов Сикорского и Слесарева прицепной парашют; их было изготовлено 75 штук, но применения они не получили.

ЗОЛОТО В ОБМЕН НА ПАРАШЮТЫ

Никто не учил летчиков парашютному делу. Летный состав не доверял парашютам, и парашюты передали в аэростатные части. Там они пригодились. Котельников ушел на фронт, затем – революция и гражданская война.

Не до патента было. Лишь в 20-е гг. он узнал, что в США в 1919 г. инженер Ирвин «изобрел» ранцевый парашют, работавший на тех же принципах. Правда, ранец у него был не металлический, а матерчатый. Деловитые американцы сумели отработать парашют до мельчайших деталей.

С 1924 г. все военные летчики США стали в приказном порядке летать с парашютами. А правительству СССР пришлось за золото купить две тысячи парашютов Ирвина, а потом заплатить за право их производства. Но даже в

начале 30-х гг. летчики в СССР не доверяли парашютам. А парашюты Ирвина пришлось долго улучшать, чтобы они работали безотказно.

В 1926 году Г. Е. Котельников передал все свои изобретения Советскому правительству.

Умер Котельников в 1944 году. На Новодевичьем кладбище на его могиле установлен памятник с надписью: «Основоположник авиационного парашютизма Котельников Глеб Евгеньевич». Могила изобретателя является местом паломничества парашютистов, которые привязывают к деревьям возле места захоронения ленточки для затяжки парашютов.

 

В сентябре 1949 деревня Сализи, где впервые испытывался парашют Котельникова, была переименована в Котельниково. Недалеко от полигона сооружен скромный памятник с изображением парашюта.

Главная История ВДВ Создание ВДВ Изобретатель современного парашюта Г.Е. Котельников