Первое военное поколение уральских десантников
- Категория: ВДВ в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
- Обновлено 20 Август 2015
- Опубликовано 18 Август 2015
УРАЛЬСКИЙ ХАРАКТЕР ПРОТИВ МАШИНЫ СМЕРТИ
КАК ВЫРОСЛО, МУЖАЛО, ВОЕВАЛО И ПОГИБАЛО ЗА РОДИНУ ПЕРВОЕ ВОЕННОЕ ПОКОЛЕНИЕ УРАЛЬСКИХ ДЕСАНТНИКОВ
В Музее воздушно-десантных войск «Крылатая гвардия» экспонируется копия Боевого Знамени 40-й гвардейской стрелковой дивизии. Дивизия стрелковая, но она была сформирована из десантников 6-го воздушно-десантного корпуса (ВДК), который в свою очередь создавался в октябре 1941 г. на территории Уральского военного округа.
В это время на всем протяжении советско-германского фронта шли ожесточенные бои, но особенно упорными они были под Москвой. Ставка ВГК создавала боевые резервы. В частности, к пяти имевшимся воздушно- десантным корпусам формируется еще пять, в том числе 6-й ВДК в нашем регионе.
Формирование 6-го ВДК проходило в г. Котельнич и других населенных пунктах Кировской области по добровольному набору. Отбором добровольцев занимались партийные и комсомольские организации. Постановление бюро Свердловского ОК ВКП(б) «Об отборе добровольцев-комсомольцев в РККА» от 12 сентября 1941 г. Обязало комсомольские организации провести до 5 октября 1941 г. отбор 2 тысяч добровольцев в возрасте от 18 до 26 лет в воздушно-десантные войска. На призыв партийных и комсомольских организаций, рассказывает участник этого движения Е.П. Смолоногов, откликнулись тысячи уральцев и свердловчан. От Свердловского вокзала в западном направлении были отправлены десятки эшелонов будущих парашютистов-десантников. По данным профессора Е.П. Смолоногова 6-й ВДК почти полностью был сформирован из уральцев и военнообязанных Кировской области. Такого же мнения придерживается бывший десантник 6-го ВДК И.А. Фролов. П.Ф. Ставников (десантник 6-го ВДК) пишет, что в октябре 1941 г. Одновременно 7 тысяч молодых парней-добровольцев городов и сел Урала ушли служить в 6-й ВДК. Это были воины первого десантного поколения, поколения героического и трагического, на долю которого выпали самые тяжкие испытания.
УРАЛЬЦЫ УЧАТСЯ БИТЬ ВРАГА
Всего за время Великой Отечественной войны из Свердловской области по комсомольским мобилизациям было отправлено в ВДВ 5893 человека.
Численность 6-го ВДК была примерно 10 тысяч человек. В его структуру входили три воздушно-десантных бригады: 11-я, 12-я и 13-я, которыми командовали подполковники Семашко, Ушаков и майор Блажевич. Впоследствии Блажевич стал командиром полка, дивизии, к концу войны был генерал-майором, Героем Советского Союза. Погиб в апреле 1945 г. за две недели до Победы. Командиром корпуса был назначен генерал-майор А.И. Пастревич. По воспоминаниям десантника И.П. Ваганова, это был человек высокого роста, с петлицами ВВС. Впечатление от первой встречи с ним осталось хорошее. На вид он был строгий, даже суровый, но в то же время умный, справедливый, человечный. Впоследствии в боях под Сталинградом А.И. Пастревич отмечается в числе лучших командиров за образцовое руководство войсками и личный героизм.
В 6-м ВДК служили жители г. Свердловска и области: минометчик С.М. Беляев, второй номер противотанкового ружья М. Золотов, разведчик Я.И. Кокшаров, командир взвода разведки А.А. Кузьминых, радист П.Ф. Ставников, минометчик И.А. Фролов, связной командира В.А. Шабалин и многие другие. Е.П. Смолоногов прошел парашютную подготовку в Свердловском аэроклубе, и его назначили инструктором-укладчиком парашютов. В течение всей войны он участвовал в подготовке многих подразделений ВДВ.
К началу ноября корпус был полностью укомплектован, получил оружие. Началась усиленная боевая подготовка. Изучали материальную часть оружия, тактику боя в составе отделения и взвода, штыковой бой, совершали марш-броски. Парашютная подготовка включала в себя материальную часть, технику укладки парашютов.
В 20-х числах ноября 6-й ВДК был погружен в эшелоны и передислоцирован в подмосковные города Ногинск и Электросталь. Кроме 6-го ВДК в Подмосковье было сосредоточено еще девять воздушно-десантных корпусов. С личным составом была организована боевая учеба и парашютная подготовка. 13-й бригаде очень помогла парашютная вышка, стоявшая в парке поселка Глухово. Были совершены первые ознакомительные прыжки с самолета ТБ-3 с парашютами ПД-6. Вскоре количество прыжков с парашютом было доведено до 3-4-х, в том числе – с оружием. Десантники стали прыгать с парашютом ПД-41 с самолетов Ли-2. В весенне-летний период 1942 г., вспоминает Е.П. Смолоногов, было 2-3 приказа о готовности к десантированию, но всякий раз по каким-то причинам оно отменялось.
В январе-феврале 1942 г. в район юго- западнее Вязьмы был десантирован 4-й ВДК (свыше 10 тысяч десантников с вооружением). Вяземский десант – самая крупная десантная операция Великой Отечественной войны, длившаяся шесть месяцев.
ИЗ ДЕСАНТНИКОВ – В СТРЕЛКИ
Летом 1942 г. воздушно-десантные корпуса были переформированы в гвардейские стрелковые дивизии (из расчета одна дивизия на один корпус). Чем была вызвана эта мера? Во-первых, остро ощущалась нехватка общевойсковых соединений. Во-вторых, претерпела изменения концепция применения ВДВ, которые стали использоваться в качестве отборной пехоты на важнейших направлениях при сохранении возможности их задействования в десантных операциях. В-третьих, речь шла о создании нового качественного состояния войск. Воздушно-десантные корпуса, понесшие большие потери в тяжелых боях или не полностью сформированные, преобразовывались в более мощные соединения, оснащенные артиллерийским и другими видами вооружения.
Обращает на себя внимание факт присвоения стрелковым дивизиям, созданным на базе ВДК, звания гвардейских. Это почетное звание присваивалось частям и соединениям, которые уже отличились в боевых действиях, проявили воинское мастерство, массовый героизм, организованность и дисциплину, служившие образцом для всего личного состава Красной Армии. И вот это почетное звание присваивается стрелковым дивизиям, сформированным из воздушно-десантных корпусов, которые еще не вели боевых действий. Безусловно, воины-десантники с большим воодушевлением восприняли это решение Ставки ВГК. Оно накладывало на командиров и весь личный состав особую ответственность – сражаться с врагом мужественно, умело, с достоинством и честью.
На базе 6-го ВДК сформировали 40-ю гвардейскую стрелковую дивизию, командиром которой назначался генерал-майор А.И. Пастревич, заместителем командира по политчасти полковник В.Д. Юматов, начальником политотдела подполковник П.И. Черенков, начальником штаба подполковник А.С. Вельманин, командующим артиллерией подполковник Пиленко. В состав дивизии входили 111, 116 и 119-й гвардейские стрелковые полки, 90-й гвардейский артиллерийский полк, другие части боевого обеспечения. Начальником штаба отдельного истребительно-противотанкового дивизиона был назначен И.П. Ваганов, уроженец Невьянского района Свердловской области, работавший до войны заведующим Таборинского РайОНО.
МЫ ЗА ЦЕНОЙ НЕ ПОСТОИМ
В начале августа 1942 г. дивизия с марша, форсировав Дон, вступила в бой около станиц Ново-Григорьевская, Сиротинская, хуторов Шохино и Дубовой. Здесь фашистские полчища прорвали нашу оборону. Задача дивизии заключалась в том, чтобы не допустить прорыва танков противника к Волге. На подступах к Сталинграду заняли позиции восемь других гвардейских стрелковых дивизий.
И.П. Ваганов вспоминал, что воины были в десантном обмундировании, с десантными петлицами, почти все с десантными кинжалами на боку. Когда десантники занимали позиции, навстречу им шли группы из частей, обескровленных в боях. Они предупреждали, что фронт близко и очень много вражеских танков. «Нас хватило на три дня! На сколько же хватит вас? Там танки, тучи танков и самолетов! Разве их остановишь? Фронтанет. Плохо дело! Очень плохо!» После таких «приветствий» посуровели лица десантников, не стало слышно песен. Люди приумолкли, задумались.
Положение осложнялось нехваткой боеприпасов, вызванной интенсивностью боев, которые требовали огромного расхода снарядов и патронов, а также недостатками в работе фронтовых служб обеспечения.
19 августа 1942 г. командующий 1-й гвардейской армией генерал-майор К.С. Москаленко телеграфировал командующему фронтом: «Снарядов нет. Патронов нет. Части дерутся штыками». Оценивая действия воинов 40-й дивизии, командарм 1-й гвардейской армии К.С. Москаленко отмечал: «Положение было напряженное, и оборону приходилось занимать в спешном порядке… Однако 40-я гвардейская стрелковая дивизия под командованием генерал-майора А.И. Пастревича сразу же проявила себя с самой лучшей стороны. Гвардейцы, вчерашние авиадесантники, давно и с нетерпением ожидали возможность встретиться лицом к лицу и сразиться с врагом. Охваченные высоким чувством любви к Родине и ненавистью к захватчикам, солдаты и офицеры дивизии рвались в бой. И в первых же схватках с противником они проявили величайшее самопожертвование и подлинный героизм».
В период тяжелейших боев под Сталинградом вышел приказ наркома обороны И.В. Сталина № 227 от 28 июля 1942 г., в котором говорилось: «Ни шагу назад! Таков теперь должен быть наш главный призыв». Ныне отношение к этому документу неоднозначное. Но в тех критических условиях он сыграл свою мобилизующую роль, способствовал повышению стойкости и боеспособности наших войск. Об этом свидетельствуют многие примеры мужества и героизма наших воинов.
ГОРДИСЬ ОРЛАМИ, РУССКАЯ ЗЕМЛЯ!
18 августа беспримерное мужество совершили 16 гвардейцев во главе с командиром взвода 111-го стрелкового полка младшим лейтенантом В.Д. Кочетковым. Самым старшим было по 20 лет. Был в составе этой группы уроженец Свердловской области А.С. Двоеглазов. Десантники по существу повторили подвиг 28 героев-панфиловцев. Им было приказано удерживать высоту у хутора Дубового. Враг, не считаясь с потерями, бросает против горстки наших бойцов все новые силы. На рассвете следующего дня он атакует их 12-ю танками с живой силой. Горят дватанка. Склоны высоты усеяны трупами немецких солдат. Понесли потери и десантники: в живых осталось лишь четверо. Кончились боеприпасы. Тогда отважные воины М.П. Степаненко, В.А. Чирков, М.А. Шуктамов и тяжелораненый В.Д. Кочетков решаются со связками гранат броситься под фашистские танки. Были подорваны еще четыре танка. Ценой собственных жизней гвардейцы не пропустили вражеские машины через свои окопы. Подошедшее подкрепление отбросило врага с высоты. Все гвардейцы были посмертно награждены орденами Ленина и Красного Знамени.
Г. Ясинский посвятил подвигу кочетковцев следующие слова:
«На танки бросились бесстрашные гвардейцы,
Покрылась пламенем фашистская броня.
И, как панфиловцы, погибли комсомольцы,
Гордись орлами, русская земля!»
Героический подвиг в дни обороны Сталинграда совершил командир 1-го батальона 119-го стрелкового полка капитан А.А. Кузнецов. Батальон Кузнецова занял важную в тактическом отношении высоту 180,9. Противник непрерывно атакует позиции батальона. Уже отражено 17 танковых атак, уничтожено 11 танков и до батальона пехоты противника. Комбат лично подбил три вражеских танка и был смертельно ранен. А.А. Кузнецов первым в 40-й стрелковой дивизии был удостоен звания Героя Советского Союза. Он был навечно зачислен в списки 1-й роты 58-го механизированного полка. В Донской степи в боях за Сталинград сложили головы многие сотни уральских десантников первого поколения. Уралмашевец А.Г. Тарзин из противотанкового ружья подбил два вражеских танка, был тяжело ранен, но не покинул поле боя. На Тарзина двинулся третий танк. В единоборстве с ним Александр получил еще одну, уже смертельную рану, однако, успел поджечь и его. По два танка уничтожили рядовой А. Большунов, сержант Н. Алексеев, младший сержант Т.С. Манылов.
НИКТО НЕ ЗАБЫТ. НИЧТО НЕ ЗАБЫТО.
Имена погибших под Сталинградом А. Тарзина, А. Большунова, А. Вишнякова закреплены на мраморной плите мемориала на центральной площади Орджоникидзевского района, перед входом на Уралмашзавод, откуда они добровольцами уходили осенью 1941 г. в 6-й ВДК.
Бронзовый солдат в излучине Дона олицетворяет героические подвиги бойцов и командиров. В 1975 г. на высоте 180,9 ветераны Сталинградской битвы заложили капсулу с письмом к потомкам, которые вскроют ее через 100 лет. И новые поколения людей прочитают слова о героизме гвардейцев- десантников, которые ушли в бессмертие, защищая нашу Родину в годы самой жестокой кровопролитной войны.
40-я гвардейская стрелковая дивизия прошла с боями большой путь от стен Сталинграда через Украину, Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию и Австрию, закончила войну в районе г. Тульн (северо-западнее г. Вены). День Победы гвардейцы встретили в Венском лесу, воспетом великим австрийским композитором Иоганном Штраусом.
В Подмосковье в годы войны формировались второе, а затем и третье десантные поколения, которые участвовали во многих боях под Старой Руссой, на Курской дуге, на правом берегу Днепра (Днепровский воздушный десант), в Карелии, в освобождении стран Европы и в войне с Японией (более 20 воздушных десантов), которые ускорили капитуляцию Квантунской армии.
ПО ЗАСЛУГАМ И ЧЕСТЬ
Что касается боевых заслуг 40-й гвардейской стрелковой дивизии и ее наград, то она была удостоена почетных наименований «Енакиевская» (сентябрь 1943 г.) и «Дунайская» (январь 1945 г.), награждена орденами Красного Знамени и Суворова II степени. Около 12 тысяч ее воинов награждены орденами и медалями, 13 присвоено звание Героя Советского Союза. В энциклопедии «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» 40-я гвардейская дивизия названа в числе особо отличившихся соединений и частей.
К сожалению, дивизия понесла тяжелые потери. Они составили 8595 человек, в том числе 7220 убиты в боях, 722 умерли от ран, 653 пропали без вести. Имена гвардейцев, не вернувшихся с поля боя, увековечены в изданной в 1993 г. «Книге памяти».
В. ЛОКШИН,
кандидат исторических наук