Парашюты военного неба
- Категория: ВДВ в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
- Обновлено 20 Август 2015
- Опубликовано 18 Август 2015
С ОБЛАКАМИ НА «ТЫ»
Серийное производство отечественного перкаля, позволившее наладить массовый выпуск парашютов по иностранным лицензиям, в СССР было развернуто на широкую ногу только к середине 30-х годов.
Основным десантным парашютом в начале Великой Отечественной войны был ПД-6, представлявший собой лицензионный американский «Irvin». Первоначально предназначавшийся для экипажей самолетов (первые подразделения советских десантников прыгали еще с парашютами американского производства, пока налаживался выпуск отечественных), парашют был достаточно надежен, но сложен в обращении.
Программа подготовки десантников мало отличалась от нынешней и на первом этапе включала обучение действиям при развороте в воздухе, раскрытии запасного парашюта, а также тренировочные прыжки с трехметровой вышки.
Поскольку объем фюзеляжа ТБ-1 не позволял относительно комфортабельно разместить в нем достаточное количество парашютистов, а выполнение прыжка было весьма затруднено, подразделение десантников располагалось в так называемом «лимузине» конструкции П.И. Гроховского. Сооружение представляло собой фанерную люльку на 12 мест, подвешивавшуюся между стойками шасси бомбардировщика. С использованием этого приспособления совершали прыжки бойцы первых регулярных частей ВДВ.
Тренировочные прыжки выполнялись с самолетов Р-5, У-2, подъемных привязных аэростатов и планеров А-7, буксируемых теми же У-2. Впоследствии все шире использовались самолеты ПС-84 и Ли-2 (С 47). Зачетное количество прыжков равнялось трем, но во время войны допустимым считалось выполнение хотя бы одного (да и такого уровня часто не удавалось достичь). Привязные аэростаты (модификация обычных наблюдательных) применялись в особенности для отработки навыков ночных прыжков. В Советском Союзе использовались даже стратостаты (по конструкции подобные известному СССР-1, на котором воздухоплаватели Г.А. Прокофьев, К.Д. Годунов и Э.К. Бирнбаум 30 сентября 1933 года поднялись на рекордную высоту около 19 километров) – спортсмены-парашютисты выполняли с них затяжные высотные прыжки с кислородными масками. Значительная подъемная сила этих аппаратов позволяла использовать их и для подъема в воздух планеров (применяемые в парашютном деле аппараты легче воздуха конструировались в основном знаменитым институтом ЦАГИ).
При выполнении прыжка парашюты укладывались на принудительное раскрытие (для этого в каждом взводе готовился штатный укладчик парашютов, совместно с начальником ПДС осуществлявший практические занятия по их изучению). Второй прыжок выполнялся уже с личным оружием и вещевым мешком. Кроме парашютной подготовки личный состав обучался проведению марш-бросков, ориентированию на местности, движению по азимуту и т. д. Огромное внимание придавалось проведению диверсионных актов, изучению оружия (с начала войны – и трофейного, в том числе артиллерийских орудий).
В конце 1942 года ПД-6 стали заменять на упрощенную модель – ПД-41-1. Этот парашют не обеспечивал возможности сложного маневрирования в воздухе, но значительно упрощалась его укладка, а устройство купола (без центрального отверстия) обеспечивало разворот парашютиста по ветру без его вмешательства. Был учтен и опыт эксплуатации ПД-6 – новый образец раскрывался только принудительно. Различные малоразмерные грузы сбрасывались в ПДММ – парашютно-десантных мягких мешках. Громоздкие, но надежные жесткие десантные контейнеры, широко применявшиеся в иностранных армиях, в СССР не прижились.