Свирско-Петрозаводская операция
- Категория: Самые известные операции с участием ВДВ
- Обновлено 18 Август 2015
- Опубликовано 18 Август 2015
Свирско-Петрозаводская операция (21 июня 1944 – 9 августа 1944) наступательная операция советских войск левого крыла Карельского фронта, а также Ладожской и Онежской военных флотилий против финских войск в южной Карелии в ходе Великой Отечественной войны. Часть Выборгско-Петрозаводской стратегической наступательной операции.
ПОЛОЖЕНИЕ СТОРОН
Поражение немецких войск под Ленинградом в начале 1944 года крайне осложнило положение Финляндии и заставило правительство этой страны в конце февраля вступить в переговоры с правительством СССР c целью заключения перемирия. Вскоре финны получили предварительные условия советской стороны – разрыв отношений с Германией, изгнание находившихся на территории Финляндии немецких войск и восстановление советско-финской границы 1940 года.
19 апреля, после длительных раздумий, финское правительство дало отрицательный ответ советской стороне по вопросу о заключении мира.
ПЛАН НАСТУПЛЕНИЯ
30 мая К.А. Мерецков был вызван в Ставку ГВК, где ему была поставлена задача – разгромить финские войска в Южной Карелии.
Датой начала наступления фронта было назначено 25 июня. И.В. Сталин приказал войскам фронта нанести основной удар из района Лодейного Поля, объяснив это тем, что как только советские войска выйдут к станции Лоймола, Финляндия выйдет из войны.
В наступлении в южной Карелии предстояло участвовать 7-й и 32-й армиям. Основная роль в операции отводилась 7-й армии, которой предстояло форсировать реку Свирь и развивать наступление между Онежским и Ладожским озерами на северо-запад к государственной границе.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ МАРШАЛА К.А. МЕРЕЦКОВА:
Командование фронта пришло к окончательному решению нанести основной удар вдоль северного берега Ладоги в направлении на Олонец, Салми, Питкяранту и Сортавалу, что имело в виду три момента: тактический (возможность взаимодействовать с Ладожской военной флотилией…), стратегический (окружение финляндских войск, действовавших севернее Онежского озера) и политический (выход к границе с Финляндией кратчайшим путем).
ХОД БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
9-10 июня на Карельском перешейке в наступление перешли войска Ленинградского фронта, которые уже в первые дни операции добились значительных успехов. Финское командование в срочном порядке начало переброску на Карельский перешеек, которому придавалось первоочередное значение, всех имеющихся резервов, в том числе и из Карелии. Более того, К.Г. Маннергейм готов был полностью отказаться от обороны в Карелии, лишь бы иметь подкрепления для усиления обороны Карельского перешейка.
Уже 12 июня первые части 4-й пехотной дивизии прибыли на Карельский перешеек, затем туда были переброшены 17-я пехотная дивизия и 20-я пехотная бригада, а чуть позднее – 6-я и 11-я дивизии, а также штаб 5-го армейского корпуса. Учитывая все это, а так же данные разведки о возможном наступлении советских войск в Карелии, К.Г. Маннергейм отдал приказ скрытно отвести войска с плацдарма на участке Онежское озеро –Свирьстрой за реку Свирь, а части, оборонявшиеся на медвежьегорском направлении – на вторую полосу обороны.
Получив разведанные сведения о перегруппировке финских сил и переброски их части на Карельский перешеек, Ставка ВГК приказала Карельскому фронту начать наступление на четверо суток раньше, чем было запланировано – 21 июня. Этот факт заставил командование фронтом существенно изменить план форсирования Свири и ускорить сосредоточение для перехода в наступление.
20 июня советская разведка обнаружила признаки отступления финских войск как с плацдарма на южном берегу Свири, так и в полосе наступлениия 32-й армии. Командующий фронтом отдал приказ войскам о немедленном переходе к преследованию отступающего противника. К исходу 20 июня соединения 7-й армии вышли к южному берегу Свири, а части 313-й-дивизии 32-й армии в ночь на 21 июня форсировали Беломорско-Балтийский канал и устремились к Медвежьегорску.
ФОРСИРОВАНИЕ СВИРИ, 21-22 ИЮНЯ
21 июня в 8 часов утра реактивная артиллерия нанесла первый огневой удар по позициям противника, затем массированный налет произвела советская авиация 7-й и 13-й воздушных армий. В 8.30 началась основная артиллерийская подготовка, которая продолжалась три с половиной часа. В 11 часов была произведена ложная переправа. Около двух десятков добровольцев, передвигая многочисленные плоты и лодки с чучелами солдат, под ураганным огнем противника достигли противоположного берега и завязали там бой. Ложная переправа позволила наблюдателям выявить уцелевшие финские огневые точки. По финской обороне был нанесен повторный удар с воздуха, а затем артиллерия произвела еще один огневой налет.
Около 12 часов части 98-й, 99-й, 272-й и 114-й стрелковых дивизий при поддержке 92-го полка плавающих танков и 275-го батальона автомобилей-амфибий начали форсирование Свири в районе Лодейного Поля и вскоре захватили обширный плацдарм на ее северном берегу. Незамедлительно саперы начали наведение паромных переправ и мостов для переброски через реку боевой техники.
К 13 часам 21 июня уже действовало 11, а к исходу дня – 20 паромных переправ и 2 моста. В результате первого дня наступления ударная группировка 7-й армии прорвала главную полосу вражеской обороны на участке шириной в 12 километров и продвинулась вперед до 6 километров.
После участия в операции 37-й гвардейский воздушно-десантный Краснознаменный корпус и входящие в его состав 98-я, 99-я и 100-я воздушно-десантные дивизии, получили почетные наименования «Свирских».
Не сумев удержать рубеж по реке Свирь, основные силы финнов (8-я, 5-я пехотные дивизии и 15-я пехотная бригада) начали поспешное отступление на вторую линию обороны, которая проходила по рубежу Мегрега-Самбатукса и Сармяги-Обжа, а 7-я дивизия – на Петрозаводск. Прикрывавшие отход сильные арьергардные отряды взрывали мосты, устраивали завалы, минировали дороги, что существенно замедляло преследование. Ставка ВГК была крайне недовольна этим обстоятельством и посчитала темп развития наступления войск фронта недостаточным:
ИЗ ДИРЕКТИВЫ СТАВКИ ВГК № 220120 ОТ 23 ИЮНЯ 1944 Г.
Ставка Верховного Главнокомандования недовольна медленным продвижением войск фронта на медвежьегорском и олонецком направлениях при наличии четырехкратного превосходства над противником. Вместо того, чтобы решительно атаковать противостоящего противника, не дать ему уйти и разбить его, войска фронта ожидают отхода противника и волокутся за отходящими его частями.
ОСВОБОЖДЕНИЕ ПЕТРОЗАВОДСКА, 28-29 ИЮНЯ
На правом фланге 7-й армии советские войска после форсирования Свири не встретили организованного сопротивления и начали преследование отступающего к Петрозаводску противника.
Более активно действовала Онежская военная флотилия, которая осуществила ряд десантных операций. Так, ранним утром 28 июня в районе Уйской губы, примерно в 20 километрах южнее Петрозаводска, на берег высадился 31-й отдельный батальон морской пехоты. Десантники сходу освободили село Деревянное и оседлали шоссе, перерезав тем самым пути отхода противника, отступающего под натиском 368-й стрелковой дивизии. Поскольку разведка установила, что финские войска, не собираясь удерживать Петрозаводск, минируют и разрушают город, было принято решение разделить силы батальона. Одна часть десантников осталась в Деревянном, образовав на шоссе заслон, другая – начала продвигаться к Петрозаводску по шоссе, а третья – снова погрузилась на корабли, которые полным ходом пошли вдоль берега к городу. Примерно в час дня, высадившись на берег непосредственно в черте города, морские пехотинцы без боя заняли Петрозаводск. Финны к этому моменту уже оставили город. Вечером в Петрозаводск прибыли остальные части 31-го батальона морской пехоты, а 29 июня в город с севера вошли передовые части 313-й стрелковой дивизии, а с юга – 368-й дивизии. Освобождение Петрозаводска, помимо всего прочего, означало восстановление контроля над стратегически важной Кировской железной дорогой на всем ее протяжении.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ КОМАНДИРА 31-ГО ОТДЕЛЬНОГО БАТАЛЬОНА МОРСКОЙ ПЕХОТЫ И.С. МОЛЧАНОВА:
В городе и порту огромные разрушения – электростанции, мосты, промышленные предприятия уничтожены, кругом мины. Мрачную картину представляли пять городских концлагерей – высокие ограды из колючей проволоки. В лагерях томились свыше 20000 советских людей… Большая работа выпала на долю саперов батальона под командованием мичмана С.М. Жидкова. В течение недели они обезвредили более 5000 мин.
ПРОДОЛЖЕНИЕ НАСТУПЛЕНИЯ 32-Й АРМИИ, 1 ИЮЛЯ-9 АВГУСТА
21 июля части 176-й стрелковой дивизии, овладев Лонгонварой, вышли к государственной границе. В дальнейшем 176-я и 289-я стрелковые дивизии перешли границу и углубилась на территорию Финляндии на 10-12 километров в направлении Викиниеми. К этому моменту передовые советские части были ослаблены длительным наступлением, коммуникации растянулись, а тылы отстали. Финское командование приняло решение этим воспользоваться и перейти в контрнаступление в районе Викиниеми-Иломантси, окружив передовые части.
Ожесточенные бои продолжались около недели. Хоть и с заметными потерями, части 289-й и 176-й стрелковых дивизий сумели выйти из окружения и отойти на позиции в 5-7 километрах от государственной границы.
К 10 августа линия фронта стабилизировалась. После боев в районе Иломантси активные боевые действия в Карелии закончились, хотя отдельные стычки продолжались до конца августа. 29 августа Ставка ВГК своей директивой приказала войскам «наступательные действия войск 7-й и 32-й армий приостановить и перейти к жесткой обороне на достигнутом рубеже». Рассчитывая на скорое заключение мира, Ставка ВГК категорически приказала войскам фронта никаких наступательных действий не производить.
ИТОГ ОПЕРАЦИИ
В результате операции советские войска нанесли поражение противнику, освободили большую часть Карело-Финской ССР и, тем самым, ускорили выход Финляндии из войны.
ИЗ ДОКЛАДА КОМАНДУЮЩЕГО КАРЕЛЬСКИМ ФРОНТОМ К.А. МЕРЕЦКОВА СТАВКЕ ВГК ОБ ИТОГАХ БОЕВ ЗА ПЕРИОД С 21 ИЮНЯ ПО 20 ИЮЛЯ 1944 Г.:
В итоге 30-дневного наступления 7-й и 32-й армий совершен прорыв на фронте шириной 230 километров и глубиной 180-200 километров, очищена территория свыше 47 000 квадратных километров с городами Петрозаводск, Свирь-3, Медвежьегорск, Подпорожье, Вознесенье, Повенец, Пиндуши, Кондопога, Олонец, Питкяранта, Салми, Суоярви, захвачено свыше 1250 населенных пунктов, 42 железнодорожные станции и 560 километров железнодорожных линий, освобожден Беломорско-Балтийский канал и река Свирь.
Однако, несмотря на поражение, финские войска в южной Карелии не были разгромлены и сохранили свой боевой потенциал. Советские войска «выталкивали, а не уничтожали врага, оставляя ему возможность ускользнуть и сохранить живую силу». Несмотря на неоднократные требования Ставки ВГК и Генштаба, командование фронтом не смогло оперативно устранить эти недочеты.
Как следствие, финские войска, отступив на заранее подготовленные рубежи в глубине обороны, остановили советское наступление. К государственной границе части Карельского фронта вышли только на одном небольшом участке.
Анализируя неудачи на завершающем этапе операции, Ставка ВГК отметила плохую организацию управления войсками командованием фронта, засоренность «фронтового аппарата бездеятельными и неспособными людьми». Как следствие, своих должностей лишились многие высокопоставленные офицеры Карельского фронта.
Вместе с тем, серьезные просчеты допустило высшее советское командование еще на стадии планирования всего стратегического наступления. Так, Ставка ВГК в последний момент изменила первоначальный замысел наступления Карельского фронта и командующему и штабу фронта пришлось переделывать план наступления буквально на ходу. Как следствие, наступление в южной Карелии не было должным образом скоординировано с операцией Ленинградского фронта на Карельском перешейке и началось на 11 дней позже.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ К.Г. МАННЕРГЕЙМА:
Возможно, русские рассчитывали с самого начала, что одна лишь сосредоточенная на Карельском перешейке мощная группировка войск заставит нас сдаться. Иначе трудно объяснить тот факт, что они, начав там наступление, дали нам двенадцатидневную передышку на Свирском фронте и Маселькяском перешейке, во время которой мы получили возможность перебросить оттуда на Карельский перешеек четыре дивизии и одну бригаду. То, что противник не смог эффективно связать наши войска в Восточной Карелии, а также с помощью авиации воспрепятствовать перегруппировке наших сил, сыграло решающую роль в сражении на перешейке.
Ночью 5 сентября войска Карельского и Ленинградского фронтов получили приказ Ставки ВГК прекратить военные действия против финских войск в виду того, что финское правительство начало переговоры о заключении перемирия. 19 сентября в Москве окончание войны между СССР и Финляндией было юридически закреплено подписанием Соглашения о перемирии.