Традиции ВДВ Десантник № 1

Десантник № 1

«БОГ ТЕХ, КТО СПУСКАЕТСЯ С НЕБА»

МАРГЕЛОВ И ВДВ НЕОТДЕЛИМЫ!

2 августа 2015 года – 85-й день рождения Воздушно-десантных войск. «Никто, кроме нас!» и «Нет задач невыполнимых!» – эти два девиза говорят сами за себя. Элита российских Вооруженных сил. Лучшие из лучших.

Есть у десантников свой кумир и свой Бог – Василий Филиппович Маргелов. Человек, на которого стремится быть похожим каждый десантник, от рядового до генерала. Человек, который сделал ВДВ непобедимыми.

И «ЧЕЛОВЕК-ЛЕГЕНДА» И ПРОСТО «БАТЯ»…

Генерал армии Василий Филиппович Маргелов – «Батя» – командовал Воздушно-десантными войсками с 1954 по 1959 и с 1961 по январь 1979 года. Его называли «Человек-легенда», «Десантник № 1». Все десантники, которые служили под его командованием, именовали себя «маргеловцами», а аббревиатура Воздушно-десантных войск – ВДВ по сей день читается как «Войска Дяди Васи». Жизнь «Десантника № 1» – это история войск, кото- рым он посвятил всего себя, которыми гордился, чьими разумом и душой он был и остается.

Василий Филиппович Маргелов родился 27 декабря 1908 года (по новому стилю – 9 января 1909 года) в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск). Второе рождение Маргелова произошло в 1928 году, когда он оказался в Советской Армии, которая определила всю его судьбу. В 1931 году Василий Филиппович окончил Объединенную белорусскую военную школу, а в декабре 1932 года начал осваивать небо, поступив в Летную школу пилотов в Оренбурге. С 25 октября 1938 года уже капитан Василий Маргелов командовал 2-м батальоном 23 стрелкового полка 8-й стрелковой дивизии.

Молодой Маргелов был участником похода советских войск в Западную Белоруссию и Западную Украину в сентябре 1939 года и советско-финской войны 1939-1940 годов. С октября 1940 года его назначают командовать отдельным дисциплинарным батальоном. В этой должности, на Ленинградском фронте он и встретил Великую Отечественную войну.

БОЙЦЫ ЗАКРЫВАЛИ ЕГО СВОИМИ ТЕЛАМИ

Забота командира о бойцах дисциплинарного батальона – «изгоях общества», сделала их настоящими солдатами, которые любили Маргелова, закрывая его своими телами во время артиллерийских обстрелов. В период боев на подступах к Ленинграду Маргелов был назначен командиром Особого лыжного полка моряков Балтийского флота. Сразу найдя общий язык с несговорчивыми моряками, Маргелов всегда оставался честен с ними. Так, однажды он сказал противящимися приказу морским пехотинцам: «Если вы откажетесь идти в атаку, я вас насильно не поведу, лучше сам пойду под расстрел». После этого моряки, не сговариваясь, выразили желание идти в бой. Уже тогда они стали называть 33-хлетнего командира «Батей».

С 1944 Маргелов – командир 49-й гвардейской стрелковой дивизии, во главе которой он участвовал в форсировании Днепра и освобождении Херсона, за что в марте 1944 года был удостоен звания Героя Советского Союза. Под его командованием 49-я гвардейская стрелковая дивизия участвовала в освобождении Юго-Восточной Европы.

ОРУЖИЕ ДОРОЖЕ ЗВАНИЯ

Жизнь Маргелова в Воздушно-десантных войсках началась с 1948 года, после окончания Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил СССР имени К.Е. Ворошилова. Маргелов стал командиром воздушно-десантной дивизии, позже – корпуса, а с 1954 года по 1959 годы – Командующим ВДВ. С 1959 по 1961 годы – заместитель Командующего ВДВ. С 1961 по январь 1979 года – вновь командовал ВДВ. С 1979 года состоял в группе генеральных инспекторов Министра Обороны СССР. После маневров «Днепр», в 1967 году Василию Филипповичу Маргелову было присвоено звание «Генерал армии». Существует легенда о том, что еще раньше Министр обороны предлагал Маргелову выбрать между званием Генерала армии и охотничьим ружьем. Маргелов, принимая эту игру, всегда отвечал: «Конечно, ружье!».

ПЕРВЫЙ ПРЫЖОК ГЕНЕРАЛА

В домашнем кабинете-музее, который создали родные Маргелова, хранится портрет Василия Филипповича. Армейский художник написал его с фотографии, на которой командир 76-й воздушно-десантной дивизии был запечатлен перед своим первым прыжком с парашютом. Тогда, к 39 годам, у Маргелова было около десятка ранений, в том числе – в ноги.

Позже, в одном из интервью, на слова корреспондента о том, что такие люди, как Маргелов, рождаются десантниками, Командующий ВДВ ответил: «До сорока лет я смутно представлял, что такое парашют, мне и во сне прыжки не снились. Получилось это само по себе, а точнее, как положено в армии, по приказу. В 1948 году после окончания академии Генерального штаба меня вызвали в кадры и говорят: во время войны вы командовали морской пехотой, а сейчас на первом рубеже воздушные десантники, так что нужно возглавить десантную дивизию. Я человек военный, если нужно, готов хоть к черту в зубы. Вот так и пришлось, уже будучи генералом, совершить первый в жизни прыжок с парашютом. Впечатление, скажу вам, ни с чем не сравнимое. Над тобой открывается купол, ты паришь в воздухе, как птица, – ей-богу, петь хочется. Я и запел. И тут же решил прыгнуть еще раз. Но на одних восторгах далеко не уедешь. Заспешил, за землей не следил, в итоге пришлось две недели ходить с перевязанной ногой. Получил урок. Парашютное дело – не только романтика, но и огромный труд и без- укоризненная дисциплина. Этому я всегда учил своих подчиненных».

Имя Командующего ВДВ стало еще более популярным после событий в Венгрии и Чехословакии. Военные атташе западных стран на государственных приемах пытались лично поприветствовать его, а если это удавалось, упрашивали Командующего разрешить им посетить одну из воздушно-десантных дивизий. В конце концов Василий Филиппович стал избегать подобных приемов, чем вызвал недовольство Министра обороны.

«КЕНТАВРЫ» ОПЕРЕЖАЮТ ВРЕМЯ

С именем генерала Маргелова связаны названия технических изобретений, без которых трудно сейчас представить себе ВДВ. Визитной карточкой десантных войск стали: «БМД» (боевая машина десанта), комплекс «парашютная система – машина – человек», получивший кодовое обозначение «Кентавр», парашютно-реактивная система комплекса «Реактавр» (реактивный кентавр).

14 апреля 1969 года вышло Постановление «О принятии на вооружение Советской Армии гусеничной боевой машины Воздушно-десантных войск» – так исполнилось желание Маргелова иметь в ВДВ свою авиадесантируемую, плавающую, маневренную, с соответствующим вооружением, боевую машину. БМД-1 была принята на вооружение в 1969 году, а командирский вариант у десантников был принят на вооружение в 1971 году, на 2 года раньше, чем в сухопутных войсках. Именно Маргелову принадлежала идея десантировать боевые машины с полным экипажем, размещенным внутри, что явилось первой мировой практикой.

Летом 1972 года проходила работа по подготовке к испытаниям комплекса «Кентавр». Кстати, свое название «Кентавр» получил потому, что механик-водитель БМД при движении машины «по-походному» высовывается из нее по пояс. Эту аналогию с мифическим существом сразу же понял Маргелов и потому утвердил разработку. Но институт Чкалова не принял комплекс – по- требовались испытания. Когда же возник вопрос, кто будет десантироваться, Маргелов сделал шаг вперед и сказал: «Я!». Получив отказ, Василий Филиппович продолжал: «В таком случае – один из моих сыновей, их у меня пятеро, и, кстати, один из них, Александр, служит в Научно-техническом комитете ВДВ»…

Позже в ВДВ были проведены десятки десантирований экипажей в системе «Кентавр», в комплексе совместного десантирования и в системе «Реактавр», позволяющей бронедесантным полкам ВДВ добиться просто фантастической боеготовности.

Генерал армии Василий Филиппович Маргелов не дожил до 60-летнего юбилея Воздушно-десантных войск. 4 марта 1990 года его не стало.

 

Его именем названы улицы, Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище, ему посвящены памятники, множество книг и художественных произведений и каждый следующий День ВДВ…