ВДВ СССР (1946-1991 гг.)

 

1946 год

Июнь – Постановлением Совета Министров СССР от 3 июня и приказом министра Вооруженных Сил СССР от 10 июня Воздушно-десантные войска выведены из состава ВВС, включены в состав войск резерва ВГК и подчинены непосредственно министру ВС СССР. Вновь учреждена должность командующего ВДВ ВС СССР и определены ее обязанности. Командующим ВДВ назначен генерал-полковник В.В. Глаголев.

На формирование ВДВ направлены 8, 15, 37, 38, 39-й гвардейские стрелковые корпуса в составе 76, 98, 99, 100, 103, 104, 105, 106, 107 и 114-й гвардейских стрелковых дивизий. Переформированные части и соединения сохраняли почетные наименования и награды за боевые отличия, полученные на фронтах Великой Отечественной войны. 5, 8, 24-я воздушно-десантные бригады и специальные части были переданы на доукомплектование войск.

В состав ВДВ вошли 1 и 12-я авиатранспортные дивизии, а также дополнительно сформированные для войск 3, 6 и 281-я авиатранспортные дивизии.

1948 год

Дополнительно развернуты пять воздушно-десантных дивизий. Все имевшиеся и вновь созданные соединения объединены в Воздушно-десантную армию (ВДА). 37-й воздушно-десантный корпус и 1-я авиатранспортная дивизия переданы в непосредственное подчинение Командующего Дальневосточным военным округом.

Создан новый прибор КАП-3 (для принудительного раскрытия парашюта). Он спас жизнь многим сотням парашютистов.

На вооружение ВДВ принят парашют ПД-47 (конструкторы Н.А. Лобанов, М.А. Алексеев, А.И. Зигаев). Купол, изготовленный из перкаля, имел квадратную форму площадью 71,8 кв. м; вес парашюта – 16 кг.

1949 год

На вооружение ВДВ принята авиадесантная самоходная установка АСУ-76, разработанная конструкторским бюро, руководимым Н.А. Астровым.

1950 год

28 апреля – Совет Министров СССР принял постановление «О создании надежно действующего десантного парашюта». Перед научно-исследовательским институтом парашютно-десантной службы и заводом № 9 Министерства легкой промышленности ставились задачи по разработке новых людских десантных парашютных систем для применения их на скоростях полета до 500 км/ч и по созданию основного десантного парашюта из ткани искусственного волокна для применения на скорости полета до 350 км/ч.

1951 год

На вооружение ВДВ поступила более легкая по сравнению с АСУ-76 артиллерийская самоходная установка АСУ-57.

1953 год

Апрель – решением Совета Министров и МО СССР управление ВДА реорганизовано в управление ВДВ, воздушно-десантные дивизии (за исключением 103-й и 104-й) переведены на штаты трехполкового состава. В 1955-1956 гг. управления ВДК, 11, 21, 100, 114-я, в 1959 г. – 107-я и в 1959 г. – 31-я гвардейские воздушно-десантные дивизии были расформированы.

1954 год

Июнь – командующим ВДВ назначен генерал-лейтенант В.Ф. Маргелов, который придал новый мощный импульс развитию Воздушно-десантных войск.

1955 год

Апрель – транспортно-десантная авиация выведена из состава ВДВ и на ее базе создана военно-транспортная авиация (ВТА) ВВС.

Принят на снабжение ВДВ людской десантный парашют Д-1, массой 16,5 кг, изготовленный из перкаля «Б». Парашют позволял совершать прыжки из самолетов на скорости до 350 км/ч, обеспечивал устойчивое снижение парашютиста и скорость приземления у земли до 5 м/с.

1956 год

Апрель – Воздушно-десантные войска подчинены Главному штабу Сухопутных войск (в 1964 г. после его упразднения ВДВ вновь подчинены непосредственно Министру обороны СССР).

10 сентября на опытном учении, где изучались возможности действия войск в условиях ядерной войны, вслед за реальным ядерным взрывом мощностью 40 килотонн в район 500-600 метров от эпицентра взрыва через 40 минут на вертолетах Ми-4 высажен 2-й парашютно-десантный батальон 345-го парашютно-десантного полка 105-й воздушно-десантной дивизии. Всего было высажено 272 человека с легким вооружением. Десантники после высадки произвели быстрый захват и удержание объекта, выполнили боевую стрельбу при отражении контратаки противника. Учение подтвердило, как считали специалисты того времени, возрастающую роль ВДВ в быстром и эффективном разгроме противника с применением ядерных ударов.

1–7 ноября – участие ВДВ Вооруженных Сил СССР в венгерских событиях. Для выполнения боевых задач привлекались части 7-й (80-й и 108-й парашютно-десантные полки) и 31-й (114-й и 381-й парашютно-десантные полки) воздушно-десантных дивизий.

1957 год

Выпущен тяжелый транспортный вертолет Ми-6. Транспортные возможности вертолета: 61 десантник или до 12 тонн груза, в том числе 8 тонн на внешней подвеске. При максимальной скорости 300 км/ч вертолет способен подниматься до 4500 метров, дальность полета в зависимости от загрузки составляла от 300 до 900 км; на вооружении – 12,7-мм пулемет.

В Воздушно-десантные войска поступил Ан-12. Это был универсальный средний военно-транспортный самолет. Для десантирования войск и техники он имел все, что необходимо. Потолок самолета 10000 метров. Ан-8 и Ан-12 сменили к концу 1950-х гг. применявшиеся ранее для десантирования самолеты Ли-2 и Ил-14.

1958 год

1-й парашютно-десантный полк 106-й воздушно-десантной дивизии десантировали на опытных тактических учениях в сложных климатических условиях Заполярья. Отрабатывались задачи захвата и удержания важного района. Десантники показали образцы высокой боевой выучки, мужества и закалки.

1959 год

Май – Алма-Атинское воздушно-десантное училище передислоцировано в Рязань и объединено с Рязанским высшим общевойсковым командным Краснознаменным училищем в одно – Рязанское высшее общевойсковое Краснознаменное командное училище. На него возлагалась подготовка кадров для ВДВ. 11 августа – на снабжение ВДВ и ВВС принят модернизированный парашют Д-1-8. Авторами качественно нового парашюта были братья-десантники Николай, Владимир и Анатолий Доронины.

В конце 1950-х гг. на вооружении воздушно-десантных войск появилась парашютная платформа ПП-127. Она была предназначена для десантирования парашютным способом грузов, вес которых превышал 4,6 тысяч кг. На этой платформе можно было десантировать все виды артиллерии, находящиеся на вооружении ВДВ, автотранспорт, радиостанции, технику инженерных частей и подразделений химзащиты. Позже на смену ПП-127 пришла плат- форма ПП-128, позволяющая сбрасывать с парашютом различные грузы и боевую технику весом до 6,7 тысяч кг.

1963 год

1 июня – приказом главнокомандующего Сухопутными войсками ВС СССР при Рязанском высшем общевойсковом командном Краснознаменном училище сформирована спортивно-парашютная команда. 1 августа 1966 г. она преобразована в Центральный спортивно-парашютный клуб (ЦСПК) ВДВ.

1964 год

5–15 сентября в Одессе прошли соревнования на первенство Вооруженных Сил СССР по парашютному спорту. На этих соревнованиях команда ВДВ впервые заняла первое место, завоевав 22 медали из 30 разыгрываемых.

1965 год

Февраль – первый полет совершил воздушный гигант – самолет Ан-12 («Антей»). Его взлетный вес – 250 тонн. В год своего создания он был самым большим транспортным самолетом в мире. Самолет обладал большой дальностью и продолжительностью полета. В его грузовой кабине (33,4х4х5 метров) могли разместиться основные виды техники Сухопутных войск ВС

СССР. В мае самолет был удостоен премии на ХХV международном салоне аэронавтики и космоса в Париже.

1967 год

15 сентября-1 октября – прошли общевойсковые маневры войск БВО, ПрикВО и некоторых других военных округов на Украине под условным названием «Днепр». В них участвовали 76-я и 103-я воздушно-десантные дивизии. Десантники продемонстрировали высокую ратную выучку, заслужили благодарность командования.

Впервые в массовом масштабе использовались многокупольные и парашютно-реактивные системы, что позволяло выбросить в тыл дивизию со своей штатной техникой.

1968 год

27 июля 36 спортсменов совершили прыжок на Памир на плато на высоте 6,1 тысячи метров. Десантирование прошло успешно. Бесценный опыт вошел в методики применения десантов при захватах горных перевалов и боевых действий в горах.

21 августа – заявление ТАСС о вступлении на территорию Чехословакии воинских подразделений СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши. По заданию Советского правительства в операции по стабилизации политической обстановки в ЧССР (возникла угроза отхода чехословацкого руководства от коммунистической ориентации и выхода ее из Варшавского Договора) участвовали 7-я и 103-я воздушно-десантные дивизии. Операция прошла молниеносно. Личный состав показал пример стойкости и железной выдержки, не поддаваясь на провокации со стороны отдельных групп местного населения.

1969 год

На вооружение ВДВ поступила боевая машина десанта БМД-1. Масса – 7,6 тонн; экипаж – 7 человек; вооружение: 73-мм пушка и три 7,62-мм пулемета; максимальная скорость на суше – 61 км/ч, на плаву – 9-10 км/ч. На базе БМД-1 позднее были разработаны: – бронетранспортер десантный БТР-Д; – бронетранспортер для противотанковых комплексов «Фагот» БТР-РД (условное наименование «Робот»); – БТР-3 Д «Скрежет» для перевозки расчетов зенитно-ракетных комплексов; – специальные: для аппаратуры связи, для перевозки раненых и ремонтно-эвакуационные.

В конце 1960-х гг. основной парашют Д-1-8 с перкалевым куполом заменил капроновый Д-5, который был значительно меньше и легче своего предшественника и гораздо проще в укладке. На протяжении времени он совершенствовался (выпускалось несколько его серий). Основным парашютом стал Д-6. его вес – 11,6 кг; площадь купола – 83 м2; максимальная скорость снижения у земли – до 5 м/с.

1970 год

Март – прошли общевойсковые маневры войск ЛВО, МВО, СКВО, БВО, ПрибВО в Белоруссии под условным наименованием «Двина». В них участвовала 76-я воздушно-десантная дивизия (командир – генерал-майор В.Н. Костылев). Всего за 22 минуты из 280-ти самолетов Ан-12 и 4-х самолетов Ан-22 («Антей») десантировались 8 тысяч десантников и 152 единицы боевой техники.

1971 год

9–19 июня прошли крупные войсковые учения в Крыму под условным наименованием «Юг». В них участвовала 98-я воздушно-десантная дивизия (командир – генерал-майор Г.К. Самойленко). Десантники показали образцы высокой боевой выучки, мужества и самоотверженности.

1972 год

3-11 июля прошли международные соревнования по парашютному спорту в г. Фонтенбло (Франция). В них участвовали команды Англии, Бельгии, Италии, Франции (две команды), ЧССР, ФРГ, США, ПНР и СССР. Советские парашютисты заняли первое место и завоевали кубок (находится в Рязанском музее истории ВДВ).

1973 год

5 января впервые в мире внутри БМД-1 на парашютно-платформенных средствах десантирован экипаж в составе майора Л. Зуева и старшего лейтенанта А. Маргелова. Боевая машина сбрасывалась с Ан-12, спускалась на пяти куполах. Такая система десантирования БМД-1 вместе с экипажем получила название «Кентавр».

1974 год

27 августа-1 сентября на базе 104-й воздушно-десантной дивизии под командованием генерала армии В.Ф. Маргелова состоялись сборы руководящего состава ВДВ с проведением опытного тактического учения, на котором впервые было десантировано 108 объектов тяжелой техники, в том числе 122-мм гаубицы Д-30 с двумя членами экипажа в кабине совместного десантирования.

Военно-транспортная авиация получила новый самолет Ил-76 (генеральный конструктор Г.В. Новожилов). Это всепогодный самолет. На борту установлена аппаратура, обеспечивающая точное десантирование парашютным способом людей и грузов в сложных метеорологических условиях днем и ночью, с больших и малых высот. Экипаж – 7 человек. Дальность полета: с нормальной загрузкой – 3500 км; с максимальной – 2000 км. Потолок – 12000 м. Скорость полета: максимальная – 820 км/ч; крейсерская – 740 км/ч. Количество перевозимого личного состава: при парашютном десантировании – 115 человек; при посадочном десантировании – 225 человек. Ил-76 – самолет принципиально новой схемы. Под крылом на пилонах четыре реактивных двигателя. Имеет высоко поднятое хвостовое оперение и низко поставленное шасси тележечного типа с двенадцатью парами колес. На взлете разбег небольшой, на посадке пробег короткий.

1975 год

Март – в учениях «Весна-75» участвовала 98-я воздушно-десантная дивизия (командир – генерал-майор А.А. Соколов). Принят на вооружение ВДВ бронетранспортер БТР-Д. Он стал базовой машиной для семейства боевых машин ВДВ.

1976 год

23 января успешно испытана парашютно-реактивная система «Реактавр» (реактивный кентавр). Вместо пяти куполов «Кентавра» на «Реактавре» был установлен один купол. Скорость десантирования новой системы стала в четыре раза выше. Это многократно снижало уязвимость боевой техники в полете.

1978 год

Февраль – в общевойсковых учениях «Березина» (Белоруссия) принял участие 350-й гвардейский парашютно-десантный полк 103-й воздушно-десантной дивизии. Впервые десантная часть в полном составе с техникой и вооружением десантировалась с самолетов Ил-76. Учения явились школой переподготовки к массовому освоению ВДВ новых самолетов.

1979 год

Февраль – 106-я воздушно-десантная дивизия (командир – генерал-майор Е.Н. Подколзин) приняла участие в учениях на территории Монголии. Учения проходили в сложных условиях: голая каменная пустыня с разницей температуры дня и ночи в 20-30 градусов. В день десантирования порывы ветра достигали 40 м/с.

Осенью расформирована 105-я гвардейская воздушно-десантная дивизия (дислоцировалась в Узбекистане и Киргизии). На базе дивизии сформировано девять десантно-штурмовых бригад, вошедших в состав Сухопутных войск.

1980 год

На базе БТР-Д создано самоходное артиллерийское орудие «Нона». Орудие размещалось на шасси бронетранспортера БТР-Д.

1981 год

На вооружение артиллерийских подразделений ВДВ поступило 120-мм самоходное орудие 2 СУ («Нона-С»).

1984 год

Начато серийное производство боевой машины десанта БМД-2, отличающейся от БМД-1 комплексами вооружения (73-мм орудие 2А28 «Гром» на БМД-1 и 30-мм автоматическая пушка 2А42 на БМД-2). Поступила на вооружение в 1985 году.

1986 год

Военно-транспортная авиация получила новый самолет Ан-124 «Руслан». Экипаж – 7 человек; количество мест для парашютистов – 440, для солдат – 880; дальность полета с нормальной загрузкой – 6800 км, с максимальной загрузкой – 7500 км; потолок – 11000 км.

В середине 1980-х гг. на вооружение ВДВ поступила самоходная противотанковая 125-мм пушка.

1988 год

29 февраля 137-й парашютно-десантный полк (командир – подполковник В. Хацкевич) 106-й воздушно-десантной дивизии высадился на аэродроме близ Баку. Совершив марш в Сумгаит, десантники восстановили государственную границу, взяли под контроль государственные учреждения, остановили насилие, обезвредили бандитские группировки.

Июль – в Ереван переброшены части 76-й и 98-й воздушно-десантных дивизий для предотвращения грабежей, убийств азербайджанского населения, проживавшего вокруг Еревана и на границе Армении и Азербайджана и для создания нормальных условий мирного решения проблем.

В Степанакерт и Баку прибыли части 104-й воздушно-десантной дивизии с целью стабилизации обстановки в городах.

22–23 ноября в Баку высадились 106-я воздушно-десантная дивизия и 119-й парашютно-десантный полк 7-й воздушно-десантной дивизии, а в г. Кировабаде – 234-й парашютно-десантный полк 76-й воздушно-десантной дивизии.

Группировка ВДВ в Армении, Азербайджане и Нагорном Карабахе скоординированными действиями прекратила кровавые столкновения в г. Кировабаде, на границе с Нагорным Карабахом и на границе между Арменией и Азербайджаном.

7–8 декабря – артиллерийский полк 98-й воздушно-десантной дивизии прибыл в г. Спитак, а 21-я десантно-штурмовая бригада ВДВ – в Ленинакан для оказания помощи населению, пострадавшему от землетрясения 7 декабря. Для предотвращения грабежей, насилия и создания благоприятных условий в организации спасательных работ в Ленинакан переброшен 234-й парашютно-десантный полк 76-й воздушно-десантной дивизии. 299-й парашютно-десантный полк 98-й воздушно-десантной дивизии взял под контроль аэропорт Еревана Звартноц и основные дороги, ведущие в район бедствия.

44-я учебная воздушно-десантная дивизия (днем ее рождения считается 17 сентября 1960 года) переименована в 242-й учебный центр по подготовке младших специалистов ВДВ. В 1993 г. Учебный центр передислоцирован в города Омск и Ишим.

1989 год

7–8 апреля – 328-й парашютно-десантный полк 104-й воздушно-десантной дивизии, совершив многокилометровый марш, вошел в Тбилиси и взял под охрану правительственные учреждения.

Декабрь – в состав ВДВ вошли 14 десантно-штурмовых бригад, (сформированных в 1960-80-е гг. в составе Сухопутных войск), с апреля 1990 г. – отдельные воздушно-десантные бригады.

1990 год

12–20 января – группировка Воздушно-десантных войск (части 106, 76 и 98-й воздушно-десантных дивизий, 56-я и 38-я воздушно-десантные бригады) взяли под контроль ситуацию в Баку, Ереване и Нагорном Карабахе. Было восстановлено государственное управление в Азербайджане и Армении, государственная граница СССР. 

14 февраля 299-й парашютно-десантный полк 98-й воздушно-десантной дивизии переброшен по воздуху из Еревана, где он поддерживал порядок, в Душанбе. В начале февраля ситуация в Душанбе и некоторых районах Таджикистана обострилась, начались бесчинства. Десантники сходу приступили к выполнению задачи. Они взяли под охрану аэропорт, объекты пищевой промышленности, водозабор, объекты энергетики и нефтебазы, изолировали места формирования и пути движения погромщиков, взяли под контроль транспортные магистрали, ведущие в город.

4 мая 1990 года ушел из жизни генерал армии В.Ф. Маргелов, с именем которого связаны модернизация Воздушно-десантных войск Советского Союза, превращение их в мощную военную силу.

Июнь – группировка Воздушно-десантных войск (части 76-й и 106-й воздушно-десантных дивизий, 56-я воздушно-десантная бригада, 387-й отдельный парашютно-десантный полк) взяла под контроль обстановку в г. Фергане, Оше, Андижане, Джалал-Абаде, заняли Кара-Суу, горные дороги и перевалы на всей территории конфликта, предотвратили массовые убийства, поджоги, разрушения, грабежи.

 

Поступила на вооружение ВДВ боевая машина десанта БМД-3 (генеральный конструктор А. Шабалин). Это качественно иная боевая машина: она десантируется как посадочным, так и парашютным способом с боевым расчетом, размещенным внутри. Машина оснащена курсовым автоматическим гранатометом АГ-17 (установлен в левой автономной установке), 30-мм стабилизированной автоматической пушкой и ПТУРами.